Отметьте те поведенческие проявления, которые вы замечали у ребенка в последнее время. Не обязательно одновременно.
(checkbox: 2bind $a1,"склонность к быстрой перемене настроения, необычные вспышки раздражительности или любвеобильности")
(checkbox: 2bind $a2,"высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»")
(checkbox: 2bind $a3,"заметная перемена в обычных манерах поведения, наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение и т.п.)")
(checkbox: 2bind $a4,"попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков)")
(checkbox: 2bind $a5,"появление у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески », отдаление от семьи и друзей и др.)")
(checkbox: 2bind $a6,"пропуск обучающимися уроков и учебных дней без уважительных причин")
(checkbox: 2bind $a7,"употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ")
(checkbox: 2bind $a8,"резкое ухудшение состояния здоровья, недостаток сна или повышенная сонливость, ухудшение или улучшение аппетита, усиление жалоб на физическое недомогание")
(checkbox: 2bind $a9,"признаки беспокойства, усиленное чувство тревоги")
(checkbox: 2bind $a10,"неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду")
(checkbox: 2bind $a11,"упадок энергии, признаки вечной усталости")
(checkbox: 2bind $a12,"излишний риск в поступках")
(checkbox: 2bind $a13,"поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни")
(checkbox: 2bind $a14,"выражение безнадежности")
(checkbox: 2bind $a15,"раздача в дар любимых вещей и предметов, приведение в порядок всех дел")
(checkbox: 2bind $a16,"разговоры о собственных похоронах")
(checkbox: 2bind $a17,"в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка")
[[Посчитать|Подсчёт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Дети, родители и педагоги могут воспользоваться дистанционной психологической помощью по телефону или через чат.
Телефоны доверия:
''8-800-2000-122'' Единый общероссийский телефон
''290-87-00'' ЦСПСиД Калининского района
''576-10-10'' СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина
''747-13-40'' ГБУ ГЦСП «Контакт»
Онлайн, на сайте:
[[помощьрядом.рф]]
[[твоятерритория.онлайн]]
Онлайн, через Вконтакте:
[[vk.com/dtd812]] (отвечают специалисты телефона доверия ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина)
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))При невозможности оценки степени риска суицидального поведения специалистами образовательных учреждений (ОУ):
* в дневное время обращаться за консультативной помощью к специалистам [[центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи районов Санкт-Петербурга| Психологическая помощь]], а также государственного бюджетного учреждения Регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Санкт-Петербурга по тел. 8 (812) ''571-69-73'';
* в нерабочее время обращаться за помощью в СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина. Тел.: 8 (812) ''576-10-10''; Эл. почта: ''cvldp@zdrav.spb.ru ''
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))В случае если здоровью ребенка грозит опасность:
1. Поставьте в изветсность администрацию вашего учреждения
2. Поставьте в изветсность родителя (законного представителя) ребенка
3. При необходимости - вызовите скорую медицинскую помощь
4. В случае если ребенок находится в опасности и необходимо вмешательство силовых ведомств свяжитесь с инспектором ОДН или вызовите полицию.
''Телефон экстренных служб 112''
Поддерживайте визуальный и эмоциональный контакт с ребенком, имеющим высокий уровень суицидального риска, до прибытия специалистов.
Не оставляйте ребенка без присутствия взрослого.
[[Рекомендации психологу|Кризисная интервенция]]
---
[[Уровни риска| Риск]]
[[В начало|старт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Убедитесь, что речь идет только о мыслях.
[[Просмотрите страницы с информацией об определении риска| Определение риска]], чтобы убедиться, что ничего не упустили.
Если риск суицидальных действий низкий, необходимо постараться определить те проблемы, которые стали причиной переживания страдания и найти ресурсы, которые могут помочь в преодолении этого страдания.
В общем случае, можно ориентироваться на те потребности в реализации которых ребенок выражает нужду.
Если вы замечаете, что его состояние улучшается - этого достаточно.
Если состояние не улучшается, необходимо привлекать дополнительные меры помощи.
В частности, вы можете предложить ребенку:
* [[Службы дистанцинной психологической помощи -> Дистанционная помощь]]
* [[Контакты районных и городских служб психологической помощи -> Психологическая помощь]]
---
[[В начало|старт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Уточните, может ли психолог вашего учреждения сделать предварительную оценку риска?
[[Памятка для психолога -> Психологу про риск]]
[[У меня хороший контакт с ребенком, хочу поговорить сам(а) -> Педагогу про риск]]
[[Нет, нужен районный психолог -> Контакты опредление риска]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Вы можете отправить заявку на проведение педагогами-психологами ЦППМСП профилактических мероприятий разной направленности.
Заявку можно отправить на почту центра: ''ppmcenter@mail.ru''
[[Подробнее о наших профлактических программах на сайте|Сайт профилактические программы]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Вопросы, которые следует задать педагогу ребенку, который может совершить самоубийство и обратился к Вам за помощью:
* Как дела? Как ты себя чувствуешь?
* Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что-то случилось?
* Что ты собираешься делать?
* А что, если ты причинишь себе боль?
* Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что случилось? На какой отметке шкалы ты был в то время?
* Если б я попросил бы тебя пообещать мне не причинять себе боль, то ты бы смог это сделать? Что бы помешало тебе дать обещание?
* Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Что могло бы помочь сейчас?
* От кого ты бы хотел эту помощь получить?
* Знают ли твои родители, что ты испытываешь такие трудности, сложности, душевные муки?
* Хочешь ли ты посоветоваться со специалистом (психотерапевтом, неврологом)?
Очень важно всегда серьезно относиться к любым угрозам, поэтому необходимо:
* не разглашать полученную от ребенка информацию лицам, не имеющим отношения к происходящему, разговаривать с ребенком конфиденциально.
* говорить с ребенком открыто и прямо;
* дать ребенку почувствовать, что вам не все равно, что с ним происходит;
* слушать с чувством искренности и понимания;
* отстаивать свою точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем;
* прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;
* заключить «соглашение о несовершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
* подумать, кто может помочь ребенку: пригласить родителей, школьного воспитателя или психолога, человека, которому ребенок доверяет;
* при необходимости пригласить психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический центр или больницу;
* просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;
* попытаться установить, насколько произошедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;
* попытаться выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сохранной моральной мотивации», которые могут выступить в качестве антисуицидальных факторов (таковыми могут быть чувство долга и ответственности, достоинство, гордость, совесть, стыдливость, стремление избежать негативных санкций и мнений, стремление поддержать собственный престиж и т.д.).
В случае выявления [[высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких учащихся| Медицинская помощь]]
В остальных случаях, порекомендуйте ребенку:
* [[Службы дистанцинной психологической помощи -> Дистанционная помощь]]
* [[Контакты районных и городских служб психологической помощи -> Психологическая помощь]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Дети, родители и педагоги могут записаться на очную консультацию к психологу:
* Психолог в вашей школе
* ''533-68-39'' ЦППМСП Калининского района
* ''290-86-76, 242-36-69'' ЦСПСиД Калининского района
Консультация психолога/ психиатра:
* ''234-43-84'', запись без направления СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина
* ''246-74-74'', справочная СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина
[[Телефоны доверия| Дистанционная помощь]]
[[В начало|старт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))При подозрении суицидального риска необходимо определить стадию развития суицидального поведения. На основании этого определяется степень срочности вмешательства специлалистов и его характер.
- Суицидальные мысли: несовершеннолетний думает о суициде как о возможном способе решения проблемы, выходе из трудной ситуации; представляет, что будет происходить, если он умрет, без конкретных действий, приводящих к смерти (т.е. не представляет себе сам процесс, а только факт «я умру и…)
- Суицидальные намерения: несовершеннолетний говорит о своем желании и намерении умереть; он находится в процессе выбора способа, которым лишит себя жизни, продумывает дату или обстоятельства, когда он мог бы это сделать; продумывает, что и как нужно сделать для подготовки суицида, но пока он думает, а не действует
- Суицидальные действия: несовершеннолетний не только знает, как и когда он совершит суицид, но при этом уже совершает определенные действия для подготовки (например, находит дом с открытым входом на крышу, получает у врача рецепт на снотворное, достает таблетки, пишет прощальную записку, дарит единственную, по-настоящему ценную для себя вещь лучшему другу и т.п.)
Помочь могут следующие вопросы:
- Сообщал ли ты кому-нибудь о своем намерении?
- Я так понимаю, ты думаешь о смерти. Знаешь ли ты, каким образом это сделаешь
и когда?
- Окружающие и твои близкие, вероятно, не догадываются о твоем намерении? В ответ на это подросток может сообщить, писал ли он кому-то прощальные письма и т.п.
Помните, что основой любого психологического вмешательства, в том числе прояснения этих вопросов является установление контакта. Не спешите задавать вопросы до того как установлен минимальный контакт.
Возможно, вам будут полезны [[диганостические методики|Диганостика]].
[[Что делать когда стадия определена|Что делать]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))При подозрении суицидального риска необходимо определить стадию развития суицидального поведения. На основании этого определяется степень срочности вмешательства специлалистов и его характер.
---
''Высокий риск''
[[Жизни ребенка угрожает опасность, суицидальные действия -> Медицинская помощь]]
//Например://
Вам поступила информация, что ребенок может причинить себе вред, требующая немедленного реагирования.
Вы стали свидетелем причинения ребенком себе физического вреда.
---
''Средний (умеренный) риск''
[[Возможно, есть суицидальный план -> Средний]]
//Например://
Вам стало известно, что ребенок собирается предпринять суицидальную попытку. Но в данный момент его жизни не угрожает опасность.
Ребенок называет дату, когда собирается уйти из жизни.
---
''Низкий риск''
[[Скорее, только суицидальные мысли -> Низкий]]
//Например://
Ребенок высказал мысль о нежелании жить, но отсутствует конкретика о том, как и когда он собирается это сделать.
---
[[Нужна помощь в определении риска -> Определение риска]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Преждего всего необходимо наладить контакт с ребенком. Чтобы это получилось важно придерживатся следующих принципов:
1. Спрашивайте ребенка о его состоянии. Умеренно мотивируйте его говорить о том, что его беспокоит.
2. Верьте описываемому состоянию и не оценивайте его.
3. Отражайте чувства, выражайте понимание и беспокойство.
4. Не соглашайтесь с тем, что суицид является вариантом разрешения проблем.
[[Подробнее для педагога]]
[[Подробнее для психолога|Рекомендации психологу]]
---
[[Уровни риска| Риск]]
[[В начало|старт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Ребёнок вызывает беспокойство?
[[Да, но хочу себя перепроверить -> Анкета]]
[[Да, присутствует риск суицидального поведения -> Риск]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))(align:"=><=")+(text-style:"bold")["План действий" [[//(тестирование)//|Об авторах]]]
Это интерактивный справочник контактов в помощь педагогу для профилактики суицидального поведения среди детей и подростков.
Нажав ''"Начать" ''вам будет предложен ряд вопросов, который поможет вам сориентироваться в ситуации и даст необходимые контакты и/или информацию.
(align:"=><=")[[Начать]]
(align:"=><=")[[Об авторах]]
''Быстрая справка:''
* [[Экстренные службы медицинской помощи -> Медицинская помощь]]
* [[Службы экстренной дистанцинной психологической помощи -> Дистанционная помощь]]
* [[Контакты районных и гороидских служб психологической помощи -> Психологическая помощь]]
* [[Отправить заявку на профилактические мероприятия информирующие детей/ родителей/ педагогов о службах психологической помощи -> Отдел профилактики]]
''Полезные ссылки:''
* [[Диганостические методики для психолога|Диганостика]]
* [[Алгоритм действий по выявлению и профилактике суицидального поведения несовершеннолетних]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))''Количество отмеченных пунктов: (count: (a: $a1, $a2, $a3, $a4, $a5, $a6, $a7, $a8, $a9, $a10, $a11, $a12, $a13, $a14, $a15, $a16, $a17), true)''
Обратите внимание, что уже наличие 2 поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.
[[Как определить есть ли риск суицидального поведения? | Определение риска]]
[[Посоветоваться с психологом - что делать | Дистанционная помощь]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))''Варианты действий специалиста в зависимости от стадии развития СП''
---
''Суицидальные мысли: низкий уровень риска''
Обычная консультация с учётом [[рекомендаций| Низкий]]
---
''Суицидальные намерения: умеренный уровень риска''
1. Консультация с учётом [[рекомендаций|Рекомендации психологу]]
2. Уведомление родителя (законного представителя)
---
''Суицидальные действия: высокий уровень риска''
1. [[Кризисная интервенция]] без ограничения по времени до момента преодоления эмоционального кризиса и изменения состояния
2. Уведомление родителя (законного представителя)
3. Передача [[специализированным службам помощи| Медицинская помощь]]
---
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Задачи консультанта:
* Помочь в снижении аффекта (вход в Зону Внутреннего Одиночества)
* Заключить антисуицидальный контракт
* Расширить «туннельное» видение ситуации
* Помочь в поиске альтернатив
* Мотивировать на обращение за дальнейшей помощью
* Предоставить информацию о видах помощи, обсудить сомнения и тревоги
Принципы антисуицидального консультирования
* Установление отношений доверия и взаимопонимания. Помните: лечат отношения. Именно создав их, вы получаете главный инструмент работы.
* Идентифицировать триггер, запустивший суицидальные намерения, и сфокусироваться на нем (Задавание прямых вопросов).
* Избегать всего, что мешает контакту (оценочность, проекции и пр.)
* Поощрять открытость собеседника, вызвать желание говорить (перефразирование, прояснение и пр.)
* Осознавать фрустрированные потребности собеседника (принятие, общение, безопасность и пр.)
* Избегать обозначения других проблем, на решение которых сейчас нет ресурса (не вскрывать «старые раны»)
* Воздерживаться от оценки и критики системы ценностей собеседника, попыток переделать (не сейчас!)
* Открыто выражать несогласие с суицидальным решением собеседника, свою точку зрения на суицид. (Я не поддерживаю такой способ решения проблем).
* Разъяснять свою позицию и побуждать собеседника к анализу ситуации, альтернативному видению (Расширение туннельного восприятия проблемы).
* Исследовать и поощрять попытки собеседника самостоятельно справиться с ситуацией.
* Отслеживать и подчеркивать его потенциальные возможности по выходу из кризиса (Ресурс).
Порекомендуйте ребенку, в случае необходимости:
* [[Службы дистанцинной психологической помощи -> Дистанционная помощь]]
* [[Контакты районных и городских служб психологической помощи -> Психологическая помощь]]
---
[[Уровни риска| Риск]]
[[В начало|старт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Рекомендации по ведению кризисной интервенции.
1. Присоединитесь, разделите чувства, поверьте обоснованности:
- Я понимаю, что иногда может быть невыносимо тяжело, наваливается усталость
и все кажется беспросветным…
- Мне тоже знакомы моменты, когда наступает отчаяние, и руки опускаются..
и кажется, что по-другому уже никогда не будет
- я верю, что тебе действительно очень тяжело, если ты решил/а покончить с собой
2. Выразите сочувствие и желание помочь
3. Постарайтесь заключить антисуицидальный контракт (например: я понимаю, что ты, вероятно, перепробовал/а уже много всего, наверное, разочаровался во всем и во всех, раз решил/а использовать последний выход. Но это – действительно самый последний вариант. И он у тебя всегда есть. Я хочу помочь. Давай договоримся, что ты отложишь свой план на некоторое время, а мы с тобой попробуем еще раз разобраться во всем, и возможно, найдем какой-то альтернативный путь).
4. Проведите вентиляцию чувств, постарайтесь дать выход агрессии, переведите аутоагрессию во внешнюю агрессию. При суициде внутри несовершеннолетнего всегда много агрессии, важно дать ей выход, переведя ее на внешний объект (друзья, родители, партнер). Не бойтесь стимулировать выброс агрессии, обиды на окружение несовершеннолетнего – это не приведет к деструктивным реакциям в отношении других людей, но значительно снизит вероятность суицида.
5. Актуализируйте внутренние ресурсы клиента. Для этого спросите о прошлых кризисах, о том, как он/а с ними справлялись (например, «Я понимаю, что тебе много всего довелось пережить в жизни. Возможно, это не первый такой тяжелый период? Можешь вспомнить прошлый раз, когда тебе было так же (или почти так же) тяжело?...Что тебе помогло справиться тогда?...Я вижу, что ты сильный человек,
у тебя есть очень важные качества…»)
6. Расширьте перспективу (например, «Понимаю, что сейчас тебе все кажется беспросветным, как будто мир уже никогда не будет светлым. Мне тоже это знакомо – в середине ночи трудно поверить, что бывает по-другому. Но потом приходит новый день, и все меняется – появляются новые возможности, ты встречаешь человека, который меняет весь мир вокруг…И может быть, это где-то совсем рядом, а ты можешь уже не увидеть этот день. И это чертовски обидно...»)
7. Предоставьте рекомендации по нахождению новых способов реагирования на стресс, саморегуляции, управления эмоциями, развитию навыков коммуникации. Например, обучите простой, короткой технике релаксации.
---
[[Уровни риска| Риск]]
[[В начало|старт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))[[В начало|старт]]
(open-url:"http://cppmsp.kalin.gov.spb.ru/index/programmy/0-33")
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))[[В начало|старт]]
(open-url:"https://pomoschryadom.ru/")
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))Справочник разработан ГБУ ЦППМСП Калининского района для школ Калининского района.
//В данный момент справочник находится на стадии закрытого тестирования.//
Предложения и замечания принимаются по электронной почте ''ppmcenter@mail.ru''
Справочник станет доступен для всех после завершения тестирования и экспертного одобрения. Планируется дополнить справочник данными специально для каждого района.
[[В начало|старт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))В случае среднего риска важнейшей задачей для педагога:
1. Стать тем взрослым, которому можно довериться в непростой ситуации.
2. Найти точки опоры (родителей, психолога) и, при необходимости, помочь обратиться.
3. Довести до сведения родителя (законного представителя) риски состояния и сообщить о необходимости получить помощь.
4. Некоторое время быть более внимательным, уточнять состояние и получает ли ребенок необходимую помощь.
[[Рекомендации по ведению такого разговора| Педагогу про риск]]
Порекомендуйте ребенку:
* [[Службы дистанцинной психологической помощи -> Дистанционная помощь]]
* [[Контакты районных и городских служб психологической помощи -> Психологическая помощь]]
---
[[В начало|старт]]
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))
[[Диагностические методики, которые могут помочь оценить риск суицидального поведения.|методики оценка риска]]
По ссылке вы найдете:
1. Опросник детской депрессии (М. Ковач) - 7 до 17 лет
2. Шкала безнадежности, шкала тревоги, шкала депрессии Бека (в одном файле) - от 14 лет
3. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению), Э.В. Леус - есть шкала "аутоагрессивное поведение" - с 12 лет
4. «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой) - для учащихся 8-11 классов
5. Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазаруса) - от 14 лет
---
[[Диагностические методики, для общей оценки личностных черт и взимоотношений.|методики личностные]]
По ссылке вы найдете:
1. МПДО - Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков - от 14 лет
2. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла/Детский вариант - 8-12 лет
3. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла/Подростковый вариант - 12-18 лет
4. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС) - от 15 лет
5. Детско-родительские отношения подростков (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) - подростки
6. «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ) - родители
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))[[В начало|старт]]
(open-url:"https://disk.yandex.ru/d/MW9czaCpTmS1Pg")
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))[[В начало|старт]]
(open-url:"https://disk.yandex.ru/d/OOy9Uefacdru5g")
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))[[В начало|старт]]
(open-url:"https://www.твоятерритория.онлайн/")
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))[[В начало|старт]]
(open-url:"https://vk.com/dtd812")
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))[[В начало|старт]]
(open-url:"https://disk.yandex.ru/i/VGyMThRLLPbtLw")
(enchant:?page,(text-colour:black)+(bg:white))