Работа с одаренными детьми

 

Психологические рекомендации родителям

Родителям необходимо стремиться развить в своих детях, тем более одаренных, такие важные личностные качества, как:

  • Уверенность, базирующуюся на самоценности;
  • Естественное отношение, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в других людях;
  • Естественное отношение, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в других людях;
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • Уважение к таким личностным качествам, которые не имеют жесткой связи с высоким интеллектуальным развитием (доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, толерантности, душевному мужеству и др.);
  • Готовность нести ответственность за свои поступки и стремление опираться на собственные силы (самостоятельность);
  • Умение помогать другим, находить общий язык и радость, в общении с людьми всех возрастов, социальных, экономических и образовательных уровней, национальных и расовых принадлежностей.

Полезные советы педагогам и родителям

Постарайтесь следовать перечисленным ниже советам в общении с ребенком, который развивается и открывает себя:

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
  2. Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  3. Не забывайте анализировать и оценивать уровень развития ребенка. Имейте в виду, что речевой обмен даже с очень развитым ребенком (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) не является единственным или наиболее эффективным путем к взаимопониманию.
  4. Старайтесь избегать длинных объяснений или бесед. Они не приносят должного эффекта и навевают скуку.
  5. Постарайтесь не пропустить произошедшие изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах, в поведении. Некоторые из них могут являться признаками проявления задатков, способностей, одаренности.
  6. Уважайте в ребенке индивидуальность.
  7. Не стремитесь проецировать на ребенка собственные интересы и увлечения, поскольку Ваш ребенок обладает такой же неповторимой индивидуальностью, как и Вы.

Основные проблемы адаптации одаренных детей и их возможные причины

Возможные формы поведения одаренных детей Вероятные причины и возможные объяснения
Неприязнь к школе Такое отношение может быть связано с тем, что учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна и т.п.
Протестные формы поведения  Как одна из причин может рассматриваться несоответствие учебного плана способностям ребенка.
Изоляция, уход в себя Дети, обладающие высокими способностями, отвергают стандартные необоснованные и бессмысленные требования, которые не согласуются с их интересами. Они не склонны к конформизму (следованию за мнением группы).
Погружение в сложные философские проблемы Для одаренных детей характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным философским проблемам и явлениям, таким как: религиозные верования, смерть, вселенная, жизнь во вселенной и т.п.
Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми Несоответствие между интеллектуальным, физическим и социальным развитием. Среди детей, которые старше их по возрасту, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии, хотя опережают в познавательном.
Перфекционизм (стремление к совершенству) Для одаренных детей характерна ярко выраженная потребность совершенства. Они настойчиво и упорно переделывают, совершенствуют окружающую среду, объекты окружающего мира, себя и других, не останавливаясь на достигнутом результате. Тем самым они создают «проблемы» для окружающих (родителей, педагогов, сверстников). 
Переживание неудовлетворенности Такое отношение к себе связано с характерным стремлением одаренных детей к достижению высокого уровня во всем, чем они занимаются. Критическое отношение к своим достижениям может привести к ощущению собственной неадекватности и к снижению самооценки. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.
Выбор нереалистичных целей Одаренные люди часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности реализовать их, они переживают разочарование.
Повышенная уязвимость и чувствительность Одаренные дети более чувствительны к сенсорным стимулам, они лучше понимают отношения и связи, склонны к критическому отношению к себе и к окружающим. Повышенная уязвимость связана с тем, что слова и невербальные сигналы могут восприниматься ими как неприятие себя окружающими.
Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание) Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.
Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети могут монополизировать внимание взрослых, учителей, родителей и др. Это вызывает раздражение окружающих, создает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает их жажда внимания.
Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым Одаренные дети могут с нетерпимостью и пренебрежением относиться к другим детям, не имеющим такого высокого интеллектуального развития. Они могут отталкивать окружающих своими саркастическими замечаниями, выражающими нетерпение и презрение. 

Автор: И.П. Корчуганова «Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми», СПб. - 2004

 

Вы можете записаться на консультацию по вопросам одаренности и для диагностики способностей и направленности по номеру: 533-68-39, а так же задать вопрос online.

Скачать: