Работа с одаренными детьми
Психологические рекомендации родителям
Родителям необходимо стремиться развить в своих детях, тем более одаренных, такие важные личностные качества, как:
- Уверенность, базирующуюся на самоценности;
- Естественное отношение, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в других людях;
- Естественное отношение, понимание достоинств и недостатков в себе самом и в других людях;
- Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- Уважение к таким личностным качествам, которые не имеют жесткой связи с высоким интеллектуальным развитием (доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, толерантности, душевному мужеству и др.);
- Готовность нести ответственность за свои поступки и стремление опираться на собственные силы (самостоятельность);
- Умение помогать другим, находить общий язык и радость, в общении с людьми всех возрастов, социальных, экономических и образовательных уровней, национальных и расовых принадлежностей.
Полезные советы педагогам и родителям
Постарайтесь следовать перечисленным ниже советам в общении с ребенком, который развивается и открывает себя:
- Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
- Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
- Не забывайте анализировать и оценивать уровень развития ребенка. Имейте в виду, что речевой обмен даже с очень развитым ребенком (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) не является единственным или наиболее эффективным путем к взаимопониманию.
- Старайтесь избегать длинных объяснений или бесед. Они не приносят должного эффекта и навевают скуку.
- Постарайтесь не пропустить произошедшие изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах, в поведении. Некоторые из них могут являться признаками проявления задатков, способностей, одаренности.
- Уважайте в ребенке индивидуальность.
- Не стремитесь проецировать на ребенка собственные интересы и увлечения, поскольку Ваш ребенок обладает такой же неповторимой индивидуальностью, как и Вы.
Основные проблемы адаптации одаренных детей и их возможные причины
Возможные формы поведения одаренных детей | Вероятные причины и возможные объяснения |
Неприязнь к школе | Такое отношение может быть связано с тем, что учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна и т.п. |
Протестные формы поведения | Как одна из причин может рассматриваться несоответствие учебного плана способностям ребенка. |
Изоляция, уход в себя | Дети, обладающие высокими способностями, отвергают стандартные необоснованные и бессмысленные требования, которые не согласуются с их интересами. Они не склонны к конформизму (следованию за мнением группы). |
Погружение в сложные философские проблемы | Для одаренных детей характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным философским проблемам и явлениям, таким как: религиозные верования, смерть, вселенная, жизнь во вселенной и т.п. |
Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми | Несоответствие между интеллектуальным, физическим и социальным развитием. Среди детей, которые старше их по возрасту, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии, хотя опережают в познавательном. |
Перфекционизм (стремление к совершенству) | Для одаренных детей характерна ярко выраженная потребность совершенства. Они настойчиво и упорно переделывают, совершенствуют окружающую среду, объекты окружающего мира, себя и других, не останавливаясь на достигнутом результате. Тем самым они создают «проблемы» для окружающих (родителей, педагогов, сверстников). |
Переживание неудовлетворенности | Такое отношение к себе связано с характерным стремлением одаренных детей к достижению высокого уровня во всем, чем они занимаются. Критическое отношение к своим достижениям может привести к ощущению собственной неадекватности и к снижению самооценки. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям. |
Выбор нереалистичных целей | Одаренные люди часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности реализовать их, они переживают разочарование. |
Повышенная уязвимость и чувствительность | Одаренные дети более чувствительны к сенсорным стимулам, они лучше понимают отношения и связи, склонны к критическому отношению к себе и к окружающим. Повышенная уязвимость связана с тем, что слова и невербальные сигналы могут восприниматься ими как неприятие себя окружающими. |
Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание) | Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. |
Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых | В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети могут монополизировать внимание взрослых, учителей, родителей и др. Это вызывает раздражение окружающих, создает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает их жажда внимания. |
Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым | Одаренные дети могут с нетерпимостью и пренебрежением относиться к другим детям, не имеющим такого высокого интеллектуального развития. Они могут отталкивать окружающих своими саркастическими замечаниями, выражающими нетерпение и презрение. |
Автор: И.П. Корчуганова «Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми», СПб. - 2004
Вы можете записаться на консультацию по вопросам одаренности и для диагностики способностей и направленности по номеру: 533-68-39, а так же задать вопрос online.
Скачать: