Ваулина Л.В.
педагог-психолог
Гиперактивные дети
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители, сегодня у нас пойдёт разговор о детях, доставляющих много проблем и беспокойства, как родителям, так и учителям. Речь о так называемых гиперактивных детях.
Портрет типичного гиперактивного ребенка:
1. Первое, что бросается в глаза – это высокая двигательная активность.
- Находится в постоянном движении
- Ерзает на месте
- Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, качает ногой, забирается куда-либо)
- Очень говорлив
2. Вторая отличительная черта – недостаток или дефицит внимания.
- Не может долго сосредоточиться на чем-то
- Легко отвлекается
- Начинает одно дело, не доводит его до конца, берётся за следующее, опять бросает
- Не слышит, когда к нему обращаются
- Теряет вещи
- Избегает задач, которые требуют длительных умственных усилий и скучных (однообразных) заданий
- Не записывает домашних заданий
3. И, наконец, третья характерная особенность – импульсивность поведения, т.е. очень слабая саморегуляция
- Не умеет подчиняться правилам
- Отвечает до того, как его спросят
- Выкрикивает с места на уроках
- Тянет руку первым, а потом не может ответить
- Перебивает взрослых
- Не может дождаться своей очереди играх с детьми, на занятиях
Меняется ли поведение такого ребёнка с возрастом?
К подростковому возрасту снижается двигательная активность, внешне ребёнок выглядит более спокойным. Однако импульсивность и дефицит внимания сохраняются почти у 70% подростков и 50 % взрослых. Надо отметить, что гиперактивных мальчиков больше в 4-5 раз больше, чем девочек. Гиперактивностью страдают почти 10 % малышей.
При этом интеллект сохранен. Часть гиперактивных детей имеет очень хорошие показатели умственного развития, но из-за неспособности держать внимание, низкого самоконтроля эти дети учатся хуже, чем могли бы. В идеале такие дети должны учиться в классах малой наполняемости по 10-15 уч-ся.
Очень часто и среди родителей и среди педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь «поведенческая проблема» - либо неумелое воспитание родителей, либо ребёнок просто распущен.
Некоторые родители таких детей испытывают чувство вины за своего ребенка. Другие
вообще в полной растерянности, не знают, что делать, часто у них опускаются руки. Часть родителей злятся на своих детей, думая, что те их специально «достают», начинают его постоянно наказывать, кричат, бьют.
Необходимо знать и помнить, что гиперактивность или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это диагноз, который ставится после диагностики работы головного мозга. Как правило, в основе гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), которая возникает в результате патологии беременности, родовой травмы, а иногда из-за генетической предрасположенности.
Поэтому есть 2 аспекта этой проблемы - медицинский и психолого-педагогический.
Таким детям необходима медикаментозная терапия или другие методы воздействия на работу головного мозга. Но даже самая лучшая медицинская помощь окажется неэффективной без правильного понимания того, что происходит с ребёнком и правильного отношения к нему.
Основные правила общения и воспитания гиперактивных детей.
1. Спокойствие и только спокойствие.
Необходимо помнить, что ребёнок не виноват, что он такой. Постоянные наказания, замечания, окрики не только не помогут сделать из него спокойного, послушного ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат ситуацию.
- Нужно стараться говорить спокойным тоном, мягко, исключив как крики и приказы, так и восторги и сюсюканья. Эти крайности только усугубят состояние ребёнка. Будучи очень чувствительными и восприимчивыми такие дети присоединяются, как бы заражаются эмоциями. Они его захлёстывают и мешают успешным действиям.
- Избегать резких запретов, начинающихся со слов «нет», «нельзя». Импульсивность этих детей толкает их на непослушание и агрессию. Лучше дать ребёнку выбор.
Например,
Если он носится по комнате, можно предложить ему на выбор 2-3 занятия:
- посмотреть интересный мультфильм
- послушать книжку
Если громко кричит – предложите ему спеть вместе с вами песню
Если швыряется игрушками, вещами – предложите игры с водой (в тазике, в ванной)
«Клубок ниток»
Очень полезные расслабляющие и успокаивающие занятия.
- Гиперактивные дети не могут по команде быстро переключаться с одной деятельности на другую. Их нужно заранее предупредить – «через 10 минут тебе надо заняться уроками». По возможности использовать таймер или будильник.
- Учиться правильно давать инструкции гиперактивным детям. Если мы хотим, чтобы такой ребёнок нас услышал, нужно, чтобы обращение было четкое, ясное и содержало не более 8-10 слов. Иначе ребёнок нас просто не услышит. Не нужно давать сразу несколько заданий типа «Иди умойся, почисти зубы, собери ранец, не забудь положить дневник, потом позавтракай» и т. д. Указания нужно давать последовательно, отслеживая , чтобы было выполнено предыдущее задание.
2. Разумность требований и ограниченность нагрузок.
- Часто гиперактивные дети обладают хорошими способностями и родители, не обращая внимания на особенности поведения, стараются отдать своё чадо в престижную гимназию или лицей, либо требуют от ребёнка пятёрок по всем предметам. Это очень серьёзная ошибка. Я уже говорила, что работа мозга таких детей несовершенна и не выдерживает большого потока информации. Утомление наступает достаточно быстро, ребёнок начинает капризничать, отказывается учить уроки и даже ходить в школу. Ему просто тяжело выдерживать такие нагрузки, плохо ему и в эмоциональном плане, т.к. неудачи в учебе формируют неуверенность в себе, низкую самооценку.
По этой же причине нельзя загружать ребёнка множеством кружков и секций.
Необходимо заранее познакомиться с тренером, посмотреть, как проходит занятие.
Гиперактивным детям не рекомендуются командные виды спорта (футбол, баскетбол).
Лучше выбрать плавание, бег, теннис.
- Необходимо помнить, что поскольку гиперактивные дети очень восприимчивы и утомляемы, им противопоказаны перевозбуждение, длительное пребывание в местах большого скопления людей. Нельзя планировать на выходной день посещение зоопарка, театра, выезд в гости. Это будет чересчур много. Даже к себе в гости старайтесь не приглашать много гостей – ребенка будет трудно уложить спать.
3. Определение границ дозволенного.
- Родители обязательно должны объяснить ребёнку, почему что-то ему категорически запрещается делать. Запретов должно быть немного- 5-6, но они должны выполняться обязательно. Формулироваться запреты должны четко, ясно и коротко («нельзя гулять одному», «нельзя брать спички», «нельзя открывать дверь незнакомым людям»). Список запретов нужно повесить в уголке ребёнка.
- Наказания тоже нужно проговорить с ребёнком. Наказания должны быть обязательно адекватны проступку.
4. Чаще хвалите. Но искренне. Гиперактивные дети так устроены, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но отзывчивы к похвалам. Похвалить можно за выученный стих, аккуратно написанное упражнение, почищенные ботинки, помощь по хозяйству, даже за то, что спокойно посидел 20 минут.
Как детям необходимы эти поглаживания и в переносном и в прямом смысле! Погладьте по голове, обнимите. Всё это важно для формирования уверенности в себе, позитивной самооценки.
Как часто нам, психологам, приходится слышать от гиперактивных подростков
(6-7 кл.), что никто их не любит, все хотят от них избавиться и т.д.
5. Необходимость Режима дня. Написать, повесить на видном месте. Программирует ребёнка на определенную последовательность действий. Способствует организации
жизни. Противопоказаны длительный просмотр ТВ, компьютер.