22 марта на базе Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Калининского района в рамках ПМОФ-2022 состоялся семинар «ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО».
Площадка организована кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, специалистами ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района, педагогами ГБОУ СОШ №156 Калининского района Санкт-Петербурга. Участниками мероприятия стали педагоги, педагоги-психологи, руководители образовательных организаций Санкт-Петербурга, всего 48 человек.
Участников площадки приветствовали директор ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Баранова Ольга Викторовна и Мезенцева Юлия Николаевна, начальник сектора организационно-методической работы отдела образования администрации Калининского района Санкт-Петербурга.
Шингаев Сергей Михайлович, заведующий кафедрой психологии СПб АППО, доктор психол. наук, отметил высокую актуальность заявленной темы, ее междисциплинарный характер и наличие целого ряда проблем, требующих консолидированного участия разных специалистов. Среди таких проблем:
- разница поколений детей и взрослых, способов их навигации в мире информации;
- сжатие информации как педагогическая задача;
- цифровая образовательная среда как предмет психологического исследования.
Модератор площадки Думчева Алла Германовна, доцент кафедры психологии СПб АППО, обратила внимание на то, что культуру ответственного поведения взрослого человека сегодня составляет его способность формировать прогностические модели будущего. Быстро меняющееся настоящее все чаще призывает к тому, чтобы люди занимали проактивную позицию. Современное пространство воспитания в этом ключе является благодатной почвой: взаимодействуя с детьми, которым в скором времени предстоит решать проблемы грядущего дня, педагоги сегодня могут передать им конструктивные стратегии жизни. Для этого самим педагогам важно оценить проблемное поле и описать альтернативные возможности оптимистического будущего.
Для реализации этой задачи участникам площадки был предложен формат Творческой лаборатории. Объектом исследования была заявлена цифровая образовательная среда будущего. Разделившись на небольшие команды, участники последовательно погрузились исследование некоторых аспектов цифровой образовательной среды, ориентированной на человека и сохранение «человеческого в человеке».
В Лаборатории № 1 участники находили «Зёрна смысла». Они отвечали на вопрос: «Какие зерна стоит посадить в почву современного образования, чтобы вырастить жизнеспособного человека?». Итогами работы исследовательских групп стало выделение четырех «зерен»:
- «Заповеди и законы» (они формируют границы заповедного, правила человекосообразной коммуникации в образовательной среде);
- «Содержание образование» (учить человеческим способам бытия);
- «Безопасность» (активное, осознанное строительство среды, безопасной для себя и для других);
- «Жизнь и здоровье» (непреходящая ценность и объект активных действий)
В Лаборатории №2 участники собирали «Шведский стол», отвечая на вопрос: «Какой альтернативный контент важно предложить в цифровой образовательной среде»?. Среди предложений звучали;
- Истории, примеры, кейсы, связанные с повседневностью
- Содержание, отвечающее ценностям свободы, творчества, самовыражения
- Контент- Антистресс
В задачу Лаборатории №3 входило выявить компетенции педагога XXI ВЕКА. Среди ожидаемых качеств участники сфокусировались на таких как:
- Педагогическая культура
- Выраженная мировоззренческая позиция
- Ориентированность на сотрудничество и сотворчество с учениками
- Установка на профессионально-личностное совершенствование
- Позитивное отношение / личностно-ориентированный подход к ученику
- Умение отдыхать / структурировать свою деятельность
- Открытость новому / готовность вводить ученика в информационный мир
Взгляд взрослого сообщества во многом совпал с представлениями современных учащихся.
Кравцов Владимир Маркович, учитель информатики и ИКТ ГБОУ СОШ №156, предъявил результаты внутришкольного исследования учащихся 7-11 классов, относительно их представлений о жизни школы в цифровой среде. Современные ученики позитивно оценивают перспективы развития цифровизации школы, и их пожелания направлены в сторону еще большего очеловечивания этого феномена. Так подросткам важно, чтобы школьная цифровая среда была интегрирована со школьными традициями, чтобы она была многоканальна, интерактивна, имела множество вариантов решения поисковых запросов. Наибольшую значимость для учеников составляет контент, актуальный из повседневной школьной жизни, навигация в решении школьных задач, позитивная обратная связь. Школьники видят реализацию этих и других запросов через встраивание в ЦОС телеграмм-канала, создание групп в социальных сетях, введение информационных киосков, чат-ботов, новостных лент о буднях школьной жизни и др. В дискуссии и обсуждении представленных результатов приняли участие директор ГБОУ СОШ №156 Белик Александра Евгеньевна и Гайсина Светлана Валерьевна – методист ГБОУ СОШ №156, заместитель декана по профориентации и приему факультета компьютерных технологий и информатики СПБГЭТУ «ЛЭТИ».
Важный аспект, связанный с проблемами информационной безопасности, раскрыла Загладина Майя Тимофеевна – к.ист.н., руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово»; член научного совета по проблемам воспитания РАО. Ею показаны возможности проектирования и продвижения позитивного медиаконтент в цифровой образовательной среде, развития новых компетенций в сфере кибербезопасности.
Оживленная дискуссия закончилась итоговым решением, которое участники сформировали в облако тегов. Оно концентрированно отражает ответ на вопрос: «Что такое цифровая образовательная среда, ориентированная на человека?». Ведущими ее характеристиками стали: открытость новому, безопасность, креативность, совместность, интерес, помощь»